Улучшение звучания midi-файлов
Автор: НИКОЛАЙ
Предлагаю действенный подход в борьбе за улучшение качества звучания midi на аппаратах Siemens. Сразу хочу предупредить: способ трудоемкий и занадто муторошный, так что если нет особых претензий к звуку, то займитесь лучше чем-нибудь более полезным.
Для этого необходим какой-нибудь midi-редактор, например, Anvil Studio, MidiSoft Studio или Music MasterWorks. Рекомендую Anvil Studio – просто, доступно и достаточно.
Обязательно прочитайте readme, help, FAQ и пр. – ознакомитесь с предметом, please :D. Знание сольфеджо Вам вряд-ли понадобится.
40-канальный MIDI-синтезатор в телефонах Siemens использует стандартный набор из 128 инструментов General MIDI, но их звучание далеко от «стандартного», а иногда неузнаваемо вовсе (за неимением других имею в виду М65). Причиной такого паскудного звучания являются, как недостатки самого DSP, MIDI-синтезатора, так и убогая собственная АЧХ тела (для продвинутых – амплитудно-частотная характеристика).
Ну, не предназначен телефон для претенциозного воспроизведения музыкальных композиций.
В телефонах, как правило, используется небольшой электродинамический капсуль, который в принципе не воспроизводит низких частот (басов), но зато на частотах 700-1000Гц имеет значительный подъем АЧХ. К этому добавляется 2кГц-вый дребезг и явления корпусного резонанса на частотах кому как повезет.
Ежу понятно, что произведения, в которых главную роль играют ударные и низкооктавные (низкочастотные) инструменты будут звучать никак. Забудьте о них. Хреново будут звучать и инструменты, чей спектр попадает в область различного рода резонансов и дребезга, например гитара с эффектами distortion, overdriven и т.п.
Главной идеей способа является использование инструментов, спектр которых компенсировал бы корявости АЧХ тела, а партитура особенности DSP и MIDI-синтезатора. Рецепт прост: с помощью midi-редактора заменяйте инструменты инструментами из родственной группы с другим спектром или вообще иными; регулируйте их канальную громкость; более уверенные в себе могут обратить свое внимание и на силу звучания конкретных нот; иногда бывает полезным поднять или опустить трек на октаву (transpose). В общем – понятно, экспериментируйте.
Подобными недомоганиями мне все-таки удалось добиться от своего М65 удовлетворительного воспроизведения интересных мне midi с качеством сравнимым со звучанием небольшого карманного приемника, при этом на PC (SB-Live! MIDI Synth) их слушать стало практически невозможно.
Из моего опыта:
1. Не используйте таких произведений, гамму звуков которых телефон просто не в состоянии воспроизвести;
2. На наборе или фрагментах более-менее нормально звучащих midi определитесь с партитурой подходящих инструментов;
3. Не используйте стереобазу – телефон ее не воспроизводит (Balance=0);
4. Телом лучше воспроизводятся инструменты с узким спектром или близким к чистому тону;
5. Для увеличения максимальной громкости или эффекта доминирования какого-либо инструмента можно трек с его звучанием клонировать (Clone);
6. Редактор позволяет обрезать, дописывать, а также делать эффекты затухания громкости в конце произведения и т.п.;
7. Для создания эффекта группы одинаковых инструментов, например, Tuba или Trombone, я использовал клонированные треки со сдвинутыми во времени на 1/128 ноты и менее вступлениями;
8. Для увеличения доли басов полезно клонировать трек, например, Fretless bass, сделать его Acoustic Guitar (nylon) и поднять на октаву;
9. Полезно иногда басы какого-нибудь инструмента перенести на отдельный трек и стелать другим инструментом;
10. Если звучание инструмента преимущественно походит на писк, то его трек можно смело опускать на октаву, а если на хриплый гул, то поднимать;
11. Смещать можно и в пределах октавы, но только все сразу;
12. Иногда в некоторых современных композициях встречаются звуки с чрезвычайно малой длительностью звучания. Тело их просто-напросто глотает и из-за этого страдает мелодия. Их можно сделать чуть длиннее, правда, при этом может пострадать ритм;
13. По возможности не пользуйтесь различными FX-эффектами, звук при этом принимает глубину одной известной дырки;
14. Интересная особенность MIDI-синтезатора тела - неадекватное воспроизведение громкости некоторых инструментов: например, Flute на максимально возможной громкости в теле еле слышно, зато от громкости навязчивого Piccolo приходится избавляться – меняйте при необходимости.
15. Сохраняйте mid-файлы в формате 1, т.е. каждый канал на отдельном треке, так как в противном случае при ошибках в фале тело иногда путает партии инструментов;
16. Помните, что на 10 канале всегда воспроизводится партия Drum, там она и должна оставаться – это стандарт;
17. И последнее: горбатого только могила исправит.
P.S. Если тело лежит на какой-нибудь поверхности (например, столе), то наблядается некоторый подъем низов :).
Комментарии и дополнения Imian
Телефон весьма усердно регулирует громкость нот, или занимается компрессией звука -- это даже в гарнитуре слышно (громкость трека синтезатору до лампочки) -- и самое интересное, что чем тише делаешь -- тем лучше звучит. Я стараюсь использовать громкости инструментов, не превышающие 48. Только басы и бочки ударных выворачиваю на 127. При таком раскладе можно слушать мидишки на 4-й громоксти динамика без хрипов и искажений. Можно вообще опустить громкости до буквально 10-16, и по-прежнему будет хорошо звучать. Ощущение, что контроллер умеет выдавать только несколько значений громкости инструментов, а всё, что выше определённого порога, компрессируется, и оказывает влияние лишь на относительную громость трека в общем звукоряде.
И ещё -- чем проще трек, тем лучше звучит ;)
P.S. В гранитуре звук синтезатора очень даже ничего ;)